Лечение депрессии / Экстренная психологическая помощь

Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях

Г.М. Александрова, г. Москва

Психологические особенности детей-сирот, определяющие специфику защитно-преодолевающего поведения

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [11]. Особенности развития детей в сиротских учреждениях изучали многие отечественные исследователи: В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.Н. Авдеева, Г.М. Андреева и другие [1, 3, 7, 8, 10, 12, 13]. Одной из основных идей этих исследований была идея о том, что воспитание детей в условиях детских домов и интернатов, строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей, и неизбежно включает факторы, тормозящие психическое развитие, что, может сказываться на формах защитно- преодолевающего поведения и, как следствие, его эффективности.

Воспитанники таких учреждений вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности, усиливающих агрессию. Как следствие, дети- сироты постоянно находятся в состоянии стресса. А, согласно исследованию польского психолога Н. Sek [9], роль социальной поддержки увеличивалась по мере усиления стресса, а наиболее важной оказалась роль эмоциональной поддержки.

Однако ребенок-сирота, как правило, не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны. Он одновременно требует внимания и отвергает его, переходя на агрессию и пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не может строить свое поведение в направлении удовлетворения этой потребности.

Исследователь W. Kliewer [Цит. по: 4, С. 121] обнаружил, что имеет место связь между устойчивостью к повседневным стрессам и социальной компетентностью: так как самостоятельно преодолеть проблемы в детском возрасте невозможно, то именно коммуникативные навыки позволяют преодолеть их совместно с взрослым. Социальные компетенции у детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, развиты слабо, в том числе и в связи с формированием иждивенческой позиции, так как они живут на полном государственном обеспечении. У них слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующих высокому уровню развития личности (например, ответственность за себя и других). Воспитанники ориентируются на признание в своей среде, чаще всего, через физическую силу, через продуктивную для него агрессию, асоциальные формы поведения. [12]

Исследование L. Sulsky и F. Blanchard-Fields [Цит. по: 4, С. 58] определило, что немаловажную роль в выборе той или иной формы защит- но-преодолевающего поведения, играет принадлежность субъекта к большому и малому социуму, в связи с чем особенности социальной среды детей-сирот, так же могут значительно влиять на формы "coping".

Нарушения эмоциональной сферы воспитанников, источниками которых являются отсутствие опоры, поддержки в детстве. [5, 6] Таким образом, у воспитанников сиротских учреждений много личностных и поведенческих особенностей, затрудняющих их адаптацию в социуме [8].

В исследовании Е. Wells-Parker [Цит. по: 12, С. 82] подтверждено, что содержание защитно-преодолевающего поведения свидетельствует так же и об адаптированности субъекта, которая может быть подкреплена как исторически, так и социальным опытом. Это позволяет предполагать использование детьми-сиротами самообвинения, избегания (во всех вариантах) и занижения своих возможностей, что, по мнению ряда исследователей, являются наименее эффективными [11] формами защитно-преодолевающего поведения.

Также дети-сироты не умеют разделять свои переживания со взрослыми, отчего сами эти переживания остаются недостаточно глубокими и яркими. В сознательном возрасте это приводит к слабо развитой способности к сопереживанию, умению понимать эмоциональные состояния окружающих и свои собственные [13].

Для них до конца дошкольного возраста общение со взрослым остается более значимой и важной сферой их жизнедеятельности, в отличие от их семейных сверстников, для которых более важным становиться общение друг с другом. Причем в общении воспитанников доминирующей остается потребность во внимании и доброжелательности, а не потребность в сотрудничестве, в стремлении что-то делать вместе со взрослым, которая должна появляться в данном возрасте. [2]

В своем исследовании D. Terry [Цит. по: 4, С. 143], говорит о том, что человек, лишенный прочного психологического "тыла" может избегать столкновений с реальностью, а имеющий надежную социальную поддержку, действовать более решительно. Что дополнительно подтверждает вероятность специфических форм защитно-преодолевающего поведения у детей-сирот.

Таким образом, благодаря исследованиям, проведенным отечественными ученными (В.С. Мухиной, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых, Н.Н. Авдеевой, Г.М. Андреевой) убедительно доказаны негативные последствия институционального воспитания. Данные исследований показали, что отсутствие в интернатных учреждениях нормального, адекватного, адресного, эмоционально насыщенного общения ребенка и взрослого приводит к заметным отклонениям в развитии детей, которые могут отражаться на формах защитно-преодолевающего поведения.

  • 1. Авдеева Н.Н. Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей в семье и доме ребенка. - М.: Смысл, 2012.
  • 2. Айдинян К.Р. Реактивная депрессия и механизмы психологической защиты. // Депрессивные состояния в судебно-психиатрической практике : Сборник научных трудов. - М.: ВНИИОиСП им. В.П. Сербского, 2009.-С. 108-113.
  • 3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016.
  • 4. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс. // Психол. журнал, том 17. №4, 2016.
  • 5. Боулби Джон Привязанность: Пер. с англ. -М.: Гардарики, 2013.
  • 6. Боулби Джон Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2014.
  • 7. Зотова О.И. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации детей / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Методология и методы социальных технологий /Под.ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 2016. - с.343-365.
  • 8. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. - М. 2015.
  • 9. Назарчук Е.Я. Тест 20 ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности. Книга 2. М. 2014.
  • 10. Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Юферева Т.И. Психическое развитие воспитанников детского дома / ред. Дубровиной И.В. Рузской А.Г. - М. 2010. - 205 с.
  • 11. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 12. Шульга Т.И. Учебно-методический комплекс: "Социальнопсихологические особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа" - М, 2008.
  • 13. Юферова Т.И. Лишенные родительского попечительства / ред. Мухина В.С. - М. 2010. - 264 с.
  • 14. Янхольц Д. Особенности развития личности ребенка в условиях детского дома / ред. Мухина В.С. - М. 2009. - 160 с.

Кошачий психолог санкт петербург
Социальные страхи и социофобии сагалакова о а труевцев д в
Бесплатный психолог онлайн спб
Телефон доверия психологическая помощь усть илимск звонок бесплатно
Р сев стихотворение веселые страхи читать