Лечение дистимии / Социально психологическая помощь одиноким женщинам

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ

    Валентин Туманский 2 лет назад Просмотров:

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ З.Ф.Камалетдинова - канд. психол. наук, доцент МГГУ им. Шолохова. В статье описывается структура психологического консультирования женщин с проблемой одиночества. Консультирование направлено на коррекцию негативного отношения к мужчинам и преодоление чувства обиды на отца и других значимых мужчин в прошлом.рекомендовано использование техник когнитивно-ориентированного подхода и психодрамы. В отечественной и зарубежной психологии подробно разработаны теоретические подходы, принципы и методы семейного консультирования. Предложено и апробировано множество техник, направленных на гармонизацию семейных отношений, распределение ролей в семье, улучшение внутрисемейной коммуникации, разрешение конфликтов. Это работы Ю.Е.Алешиной, А.Я.Варги, К.Витакера, А.Н.Елизарова, А.И.Захарова, С.Кратохвила, С.Минухина, Г.Навайтиса, В.Сатир, В.А.Смехова, А.С.Спиваковской, Б.Хеллингера, Э.Г.Эйдемиллера, В. Юстицкиса и др. Однако многие люди нуждаются в профессиональной помощи психолога задолго до вступления в брак. Это люди, которые по разным причинам не могут сблизиться с представителями противоположного пола, не в состоянии установить длительные и гармоничные отношения, страдающие от одиночества. Эта область психологического консультирования разработана недостаточно, хотя является очень актуальной в связи с ростом числа одиноких людей в нашей стране. Имеется много популярной литературы для женщин, посвященной "науке обольщения" (4,5 и др.). В ней даются советы о том, как следует одеваться, ходить, смотреть на мужчин, вести себя на первом свидании и пр. Мы считаем это важным, необходимым для многих женщин, но явно недостаточным, т.к. причины одиночества многих людей не ограничиваются просто неумением флиртовать. Нам представляется более глубоким и продуктивным разработка консультативных приемов с позиций психоаналитической теории объектных отношений. Так, Барбара де Анджелис связывает неудачи в отношениях с противоположным полом с эмоциональным программированием то есть набором суждений о себе и мире, который складывается у человека за период взросления в процессе взаимоотношений с окружающими людьми (1). Для избавления от программирования она рекомендует: - вспомнить и выразить застарелые эмоции; 1

2 - разобраться, какие ошибки допущены в прошлом и мысленно построить новое прошлое; -открыть сердце для новой любви. Опыт нашей работы позволяет предложить следующую структуру психологического консультирования женщин с проблемами одиночества. При этом мы используем принципы и техники когнитивно-ориентированного консультирования (2,6) в сочетании с психодрамой (3). На этапе сбора информации психолог, естественно, выслушивает проблему и запрос клиента. Некоторые клиентки при этом формулируют проблему, как неспособность "выйти замуж", "удержать мужчину надолго", создать близкие отношения; другие полное отсутствие мужского внимания, отсутствие каких-либо романтических отношений в прошлом. В беседе с женщинами нередко можно уловить негативное отношение к представителям сильного пола "я им не доверяю", "они неспособны любить", "они могут предать, бросить". Негативное отношение к мужчинам, как это видно из высказываний женщин, носит характер сверхгенерализации, чрезмерного обобщения, с которым психологу необходимо работать. Коррекция подобных иррациональных убеждений, на наш взгляд, должна проводиться двумя путями. С одной стороны, необходимо использовать когнитивные техники (например, Сократовский диалог); с другой стороны, важно исследовать историю формирования подобных искаженных представлений о мужчинах и далее использовать техники, эмоционально более насыщенные. Мы с успехом применяем в подобных случаях психодраму (если есть возможность направить клиентку в группу) или монодраму, проводимую психологом наедине с клиенткой. Сократовский диалог следует проводить пролонгированно, с домашними заданиями. Например, если клиентка убеждена в том, что "мужчины не способны любить", необходимо обсудить с ней все доводы в пользу и против этого утверждения, а затем дать домашнее задание: наблюдая за семейной жизнью подруг, знакомых, расспрашивая их об их близких мужчинах, узнавая новое из средств массовой информации, продолжать записывать аргументы за и против исследуемой мысли. Психолог тоже может позволить себе быть активным и предлагать свои логические доводы против иррациональной идеи. Это позволяет в течение 2-3 недель снизить веру клиентки в идею о неспособности мужчин любить с процентов до Исследуя историю возникновения негативного отношения к мужчинам, расспрашивая клиенток о детских переживаниях, 2

3 связанных с мужчинами, обычно удается выявить травматические события. Чаще (но не всегда) они касаются отношений девочек с отцом. В анамнезе обнаруживаются хронические конфликтные отношения между родителями или их развод (в которых девочка, а теперь и взрослая женщина обвиняет исключительно отца), либо отдельные крайне болезненные для ребенка поступки со стороны отца (например, попытка совершения отцом развратных действий по отношению к дочери, несправедливое наказание, убийство отцом любимой собаки, заболевшей неизлечимой болезнью). В нашей практике даже имелся случай возникновения обиды на отца у 12-летней девочки, который неожиданно скончался ("бросил, предал меня"). Реже удается обнаружить тяжелые переживания по поводу поступков других близких мужчин например, друга-ровесника 7-летней девочки, который не заступился за нее при попытке изнасилования группой взрослых юношей. С подобными травматическими переживаниями, как уже говорилось выше, мы работаем с помощью психодрамы или монодрамы. Мы стремимся при этом изменить отношение к травмировавшему событию, помочь понять мотивы поведения и переживания близкого мужчины и в конечном итоге простить его. Психодрама или монодрама, включающие ролевую игру, обмен ролями, технику "второго Я", воображаемые диалоги с мужчиной позволяют изменить угол зрения клиентки на события прошлого и избавиться от длительного, многолетнего переживания чувства обиды. Так, клиентка, считавшая своего 7-летнего друга "предателем" в ситуации попытки изнасилования ее группой взрослых ребят, после психодрамы, побывав в его роли, а также услышав от исполнителя его роли о его чувствах и ощущениях, смогла понять, что в возрасте 7 лет он не был в состоянии противостоять целой группе взрослых насильников. Она также пришла к осознанию того, что ее обида на мальчика была следствием необоснованных ожиданий с ее стороны и что ответственность за это чувство лежит на ней самой. Другая клиентка, обвинявшая отца в длительных конфликтных отношениях с ее матерью, в результате обсуждения с психологом отношений между родителями и монодрамы поняла, что нельзя всю ответственность за сложную семейную атмосферу возлагать только на отца, что ответственность лежит и на ее матери, что за мнимой "жестокостью" отца лежит его обидчивость и ранимость в ответ на категоричность, негибкость и чрезмерную требовательность жены. В случаях крайне болезненных и тяжелых детских травм мы также используем психодраму или монодраму. Опишем часть 3

4 работы, проведенной с девушкой Катей, которая в возрасте 9 лет подверглась развратным действиям со стороны отца. Во время первой сессии была выявлена обида на отца за это, а также за то, что он не растил ее и не помогал материально ей и маме. Он лишь изредка их навещал, и во время одного из визитов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в отсутствии мамы, совершил с ней развратные действия. Кроме этих фактов Катя почти ничего не знала о своем отце; было известно лишь то, что он погиб в пьяной драке. Она получила от психолога домашнее задание узнать как можно больше об отце (у мамы, бабушки), об истории отношений между родителями, о его характере, образе жизни. На следующей сессии клиентка сообщила, что ее родители познакомились, когда отец был женат, имел двух детей. Отношения в первой семье отца не складывались, он мало зарабатывал, выпивал, жена часто выгоняла его из дому. Время от времени он встречался с мамой клиентки, но не собирался оставить свою семью. Когда мама клиентки забеременела, она самостоятельно приняла решение родить ребенка. Фактически, он и его дочь были чужими друг для друга. Клиентка также сообщила, что у отца было тяжелое детство, крайне деспотичная мать. Монодрама включала в себя воображаемые диалоги клиентки с отцом, в которых роль отца исполнял психолог. Катя в процессе ролевой игры неоднократно обвиняла "отца" в том, что, раз он завел ребенка (то есть ее), следовательно он должен был о ней заботиться. "Отец" (точнее, психолог в роли отца) на это отвечал, что он был не в состоянии содержать две семьи, он даже одну семью не мог содержать, а также то, что он не собирался заводить еще одного ребенка, что это было самостоятельное решение ее матери. В процессе подобных диалогов, которые проводились с обязательным обменом ролями, клиентка поняла, что ее отец был слабым, беспомощным, "никчемным" человеком, достойным жалости. Обида на него прошла. Через 3 месяца у Кати появился молодой человек. Возвращаясь к Сократовскому диалогу, необходимо отметить, что эту технику с успехом можно применять не только в работе со сверхобобщениями типа "все мужчины предатели", но и при обнаружении в суждениях клиенток других иррациональных убеждений относительно мужчин (по типу выборочного абстрагирования, тоннельного зрения, долженствования и других ). Нам удавалось выявлять и корригировать следующие когнитивно искаженные представления: "Если мужчина стеснителен, значит, он неудачник", "Неуверенный в себе мужчина неспособен защитить женщину", "Мужчина должен быть сильным", "Раз он 4

5 встречается со мной в течение года, должен жениться" и пр. В ряде случаев не удается обнаружить осознанного негативного отношения к мужчинам. Женщины в ответ на соответствующие вопросы психолога справедливо сообщают, что все мужчины разные; некоторые из них могут предать и обмануть, другие нет. В подобных случаях выявить причины не складывающихся отношений с мужчинами сложнее. На наш взгляд, здесь необходима обстоятельная беседа, направленная на выяснение характера складывающихся взаимоотношений как с мужчинами, так и с женщинами (знакомыми, родственниками, коллегами), их динамики, особенностей коммуникативной компетентности клиентки. Можно попросить подробнее рассказать об отношениях с одним-двумя наиболее значимыми мужчинами, а также с подругами. Очень информативным может быть и специфика отношения женщины к консультанту, особенности поведения в кабинете психолога. Все это вместе может помочь выявить паттерны, характеризующие стратегии межличностного поведения в целом, проявляющиеся и в отношениях с мужчинами. Так, например, одна из наших клиенток (назовем ее Светой) очень напряженно вела себя в кабинете психолога, наотрез отказалась от чая и кофе (хотя позже выяснилось, что хотела пить), вымыв руки, отказалась от полотенца, объяснив это тем, что "Вы и так для меня много делаете". При расспросе об отношениях с мужчинами, родственниками выяснилось, что так же неискренне и напряженно она ведет себя со всеми, стремится произвести хорошее впечатление и позднее получить за это "благодарность". Находясь рядом с близким мужчиной, Света старательно удовлетворяет все его желания, угождает ему; "зачеркивает" свои желания и предпочтения, существует ради него, "растворяется" в нем. Позже у нее возникает ощущение пустоты, неудовлетворенности, обида на партнера за то, что он не заботится о ней. Появляются упреки, обвинения, ссоры и в итоге расставание. Во многих случаях, как и в данном, анализ межличностных отношений клиентки позволяет прийти к выводу, что основной причиной одиночества является отсутствие ассертивности, неискренность по отношению к людям вообще, стремление создать определенный "достойный" имидж в глазах окружающих, в том числе и самых близких. Нередко это связано с низким уровнем самоуважения, что приводит стремлению скрывать свое истинное Я. Надо отметить, что сам процесс осознания этих паттернов приводит к облегчению эмоционального состояния клиенток. Появляется спокойствие, снижается раздражительность. Клиентки начинают осознавать 5

6 свою ответственность за построение отношений с окружающими; некоторые из них уже ко второй сессии начинают более открыто и искренне вести себя с близкими. Следующим этапом работы является попытка понять, под влиянием каких обстоятельств складывается определенный паттерн межличностных отношений в детстве. Для этого мы подробно расспрашиваем женщин об атмосфере в родительской семье, о социальной ситуации развития. Наши данные свидетельствуют о том, что закрытость, неискренность, низкий уровень самоуважения формируются в условиях дефицита любви и позитивного внимания со стороны родителей. Так, у Светы мать страдала затяжной депрессией, была в разводе с отцом, всех окружающих обвиняла в своих несчастьях, часто обрушивалась на дочь по незначительному поводу, могла разорвать дневник, могла накричать и оскорбить в присутствии подруг. Девочка боялась вызвать очередную вспышку недовольства со стороны мамы, боялась сделать "что-то не то", закрылась. У нее сформировался негативный образ "Я", низкий уровень самоуважения. Дальнейшая консультативная работа с клиентками направлена на изменение образа "Я", преодоление негативного отношения к себе, как к недостойной любви и внимания со стороны мужчины. Для этого мы вновь используем когнитивные техники (Сократовский диалог, когнитивный континуум, поведенческий эксперимент и др.) в сочетании с психодрамой (монодрамой). С помощью Сократовского диалога и когнитивного континуума мы оспариваем такие мысли, как "Я никчемный человек", "Я ни на что неспособна", "Меня никто не сможет полюбить такой, какая я на самом деле" и пр. Поведенческий эксперимент проводится для проверки следующих иррациональных убеждений клиентки : "Если я буду самой собой, от меня все отвернутся" или "Если я буду искренне себя вести, меня не будут уважать". В монодраме воспроизводятся детские конфликты со значимыми взрослыми, проводятся воображаемые диалоги с ними (с обязательным обменом ролями). Эти процедуры приводят к значительным инсайтам, эмоциональной и когнитивной переоценке детского опыта. Клиентки начинают понимать, что родители были критичны и грубы с ними не потому, что они были "плохими" в детстве, а в силу различных, внешних по отношению к личности ребенка, причин (наличие психического заболевания у матери, педагогической неграмотности родителей, их погруженности в собственные проблемы и многое другое). Важно и то, что клиентки понимают, что их закрытое поведение, которое было 6

7 адаптивным и защитным в детстве, теперь, во взрослой жизни, мешает им и нуждается в перестройке. Перестройка поведения у некоторых клиенток происходит легко, автоматически вслед за реструктуризацией прошлых переживаний. У других же тяжело, постепенно, в результате выполнения домашних заданий, моделирования и репетиций нового поведения, тренинга ассертивности. Некоторые клиентки испытывают страх одиночества, связанный с катастрофическими установками в отношение одиночества. В этом случае проводится декатастрофизация с помощью когнитивных техник. Следует помочь преодолеть иррациональное убеждение "Я не перенесу одиночества", используя методы оспаривания А.Эллиса, Сократовский диалог, поведенческий эксперимент. Расставшись с иррациональными абсолютистскими идеями относительно себя и других, избавившись от обиды на отца, мать или другого значимого человека из прошлого, женщины более позитивно воспринимают окружающих, в том числе и мужчин, начинают им доверять, ведут себя более раскованно и искренне. У многих из них со временем устанавливаются длительные близкие отношения с мужчинами. Литература: 1. Анджелис Б. Счастье в семье и любви.-м.: "Эксмо-Пресс", Бек Дж. Когнитивная терапия. Полное руководство.-м.: ООО "И.Д.Вильямс", Психодрама: вдохновение и техника /Под ред. П.Холмса и М.Карп.-М.: "Класс", Сайлз Дж. Наука обольщения.-спб: "Питер", Шпигель Дж. Флирт путь к успеху.-спб: "Питер", Эллис А. Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии.-спб.: "Речь".

Психологическая помощь бесплатно краснодар
Институты спб факультет психологии стоимость обучения
Лечение панических атак нлп
Деревенеет нога при панических атаках
Психологическая помощь инвалидам характеристика