Лечение интернет-зависимости / Рабочая тетрадь школы приемных

Пакет контрольных заданий для кандидатов в замещающие родители "Счастливое детство – в семье"

Рабочая тетрадь школы приемных I

к приказу управления

и делам молодежи

Пакет контрольных заданий
для кандидатов в замещающие родители

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО – В СЕМЬЕ

Рабочая тетрадь школы приемных II

Рецензент:, кандидат психологических наук.

, Пакет контрольных заданий для кандидатов в замещающие родители. / Под ред. – Барна9. – 14 с.

© КГОУ "Семья плюс", 2009.

Вами уже изучены учебные тексты и методические материалы "Педагогического портфеля для родителей". Следующим этапом Вашей работы является выполнение контрольных заданий, которые позволят Вам определить уровень освоения содержания разделов программы, провести самодиагностику, принять участие в анкетировании.

С целью совершенствования работы специалистов органов опеки и попечительства, центров психолого-медико-социального сопровождения в области подготовки кандидатов в замещающие родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Какую форму принятия ребёнка в семью вы выбрали (отметьте):

2. Назовите причины, почему вы выбрали данную форму принятия ребёнка в семью:

- хотим сохранить свою фамилию, продолжить свой род;

- выплаты на ребёнка помогут нам его лучше обеспечивать;

- хотим обеспечить ребёнку более стабильную жизнь;

- хотим сохранить за ребёнком положенные льготы;

- хотим сохранить стаж работы;

- так проще оформить документы;

- решили избежать судебной процедуры;

- хотим передать ребёнку наследственные права;

3. Как появилось желание принять ребёнка в семью:

- под влиянием телепередачи, статьи в газете, интернете;

- посетили конференцию приёмных родителей и задумались;

- после длительного раздумья;

- по примеру знакомых, родственников;

- увидели ребёнка в больнице, детском учреждении;

- увидели фотографию в газете, интернете;

4. Кто был инициатором принятия ребёнка в семью:

5. Какими характеристиками вы руководствовались при выборе желаемого ребёнка, в какую очередь (расставьте приоритеты):

- пол: мальчик, девочка;

- похожий на (укажите на кого)______________________________;

- особенности внешности ___________________________________;

6. Будете ли вы рассказывать ребёнку о том, что он приёмный?

7. Из кого состоит Ваша семья (проживают вместе с вами)?______________

8. Ваши родители: отец мать

возраст: __________________________, __________________________.

они живут вместе с вами:

9. Как ваши родные отнеслись к идее появления приёмного ребёнка:

10. Ваш возраст (полных лет) ________.

11. Ваше семейное положение:

- холост/ не замужем;

12. Есть ли у вас кровные дети:

Если да, то сколько их и какого они возраста _____________________

13. Укажите Ваше образование (учебное заведение и специальность _______ _______________________________________________________________

14. Укажите Ваше место работы и должность ___________________________ _______________________________________________________________

15. Укажите место Вашего проживания

16. Как бы Вы оценили уровень Вашего материального достатка?

- достаток ниже среднего.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Вашему вниманию предлагаются вопросы для самостоятельной рефлексии. Ответы на вопросы могут быть представлены в форме рефлексивного отчета по следующей форме:

Собственные рассуждения с опорой на нормативно-правовые документы

1. Какими законодательными документами нужно руководствоваться при принятии ребёнка в семью?

2. Какие права ребёнка закреплены в Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейном кодексе РФ?

3. Какой правовой статус имеют замещающие родители? Какие гарантии дает этот статус? Какие обязанности должны выполнять родители, имеющие такой статус?

4. Какой правовой статус имеют несовершеннолетние дети? Какие гарантии дает этот статус? Какие обязанности должны выполнять дети, имеющие такой статус в разных возрастных периодах?

5. Каковы формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей? В чём их отличия и в чём их возможности для замещающих родителей?

6. Какие пособия и выплаты имеют замещающие родители в различных формах семейного устройства детей?

Какие генетические заболевания наиболее часто встречаются у приемных детей? Каковы должны быть действия родителей, имеющих ребёнка с генетическими заболеваниями? Каковы особенности состояния здоровья в Домах ребенка и детей, изъятых из неблагополучных семей? Имеются ли у Вас материальные и эмоциональные ресурсы сопровождать детей, имеющих такое состояние здоровья? Какими мотивами руководствуются родители при выборе ребёнка? Осознаете ли Вы свои собственные мотивы выбора? Считаете ли Вы эти мотивы конструктивными, позволяющими принять ребёнка? Какие основания позволяют Вам так считать? В чём проявляются особенности личности и поведения ребёнка-сироты?

11. В чём состоит подготовка семьи (родных детей, дедушек и бабушек) к принятию нового ребёнка? Какой алгоритм действий подготовки собственной семьи к принятию нового ребёнка вы можете определить?

12. В чём проявляется динамика возрастного развития приёмных детей на разных возрастных этапах? Что нового появляется на каждом возрастном этапе? В общение с кем важно быть включенным ребёнку для своего нормального возрастного развития? Какой вид деятельности необходим ребенку для его нормального возрастного развития?

13. Какие индивидуальные особенности ребёнка необходимо учитывать при его воспитании и при построении отношений с ним? Какая стратегия воспитания должна быть использована в зависимости от индивидуальности ребёнка?

14. Какие подарки могут сделать родители при первой встрече с ребёнком? Какие подарки могут нарушать эмоциональное самочувствие ребёнка? С чем это может быть связано?

15. В чем заключаются особенности воспитания приёмных детей? Какие правила должны соблюдать родители при наказании и поощрении детей? Какой стиль семейного воспитания Вы бы избрали для себя в качестве основного? Почему именно это стиль?

Задание 2. Особенности форм семейного устройства детей.

Инструкция: На основе анализа известных Вам форм семейного устройства детей, укажите их особенности по определённым параметрам, заполнив таблицу

Опекунская семья (опека – ребёнок от 0 до 14 лет; попечительство – от 14 до 18 лет)

Новый статус взрослых, при создании замещающей семьи

Статус детей в замещающей семье

Организация, осуществляющая контроль за воспитанием и условиями проживания в замещающей семье

Задание 3. Психологические основы конструктивного взаимодействия родителей и детей.

Инструкция: Вашему вниманию предложены проблемные ситуации, часто встречающиеся в семейной жизни. Познакомьтесь с каждой из ситуаций и выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает "Я-высказыванию".

Ситуация 1. Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: "Сейчас", – и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья; музыка и веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды ("Хоть бы обо мне подумал!").

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Вы уже очень близки к завершению обучения. Остался решающий момент Вашей работы, который определит уровень Вашей подготовленности как кандидата в замещающие родители.

Вам предлагается ответить на 22 вопроса итогового теста, отражающих содержание всех разделов программы обучения. Удачи Вам!

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 22 вопроса по содержанию изученного Вами учебного материала, структурированного по трём разделам. Вам необходимо, отвечая на каждый вопрос, выбрать 1 ответ из предложенных ниже.

1. Имеют ли право замещающие родители на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал:

а) имеют, при любой форме семейного устройства ребёнка;

б) мать/отец при усыновлении/удочерении;

2. Кому предоставляется преимущество при оформлении опеки / попечительства над несовершеннолетним ребёнком:

а) сожителю матери/сожительнице отца;

б) родной тете ребёнка (сестре отца/матери);

в) бабушке/дедушке, совершеннолетнему брату/сестре несовершеннолетнего ребёнка.

3. Законным представителем несовершеннолетнего ребёнка в замещающей семье является:

а) кровный родитель;

б) опекун (попечитель);

в) специалист органа опеки и попечительства.

4. Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками:

б) имеет, но по решению суда;

5. Основанием возникновения отношений между опекуном/попечителем и подопечным является:

а) договор между опекуном/попечителем и специалистом органа опеки и попечительства;

б) решение суда о назначении опекуна/попечителя;

в) акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.

6. Замещающий родитель получает оплату за воспитание ребёнка и ему может учитываться трудовой стаж при следующей форме семейного устройства:

а) возмездная опека/попечительство;

7. На воспитание в приёмную семью, включая родных и усыновлённых, может быть принято следующее количество детей:

а) не более трёх детей;

б) не более пяти детей;

в) не более восьми детей.

8. Возраст, с которого учитывается согласие самого ребёнка на передачу его в замещающую семью:

9. Контроль за условиями жизни и воспитанием приёмных детей осуществляют:

а) специалисты детского дома;

б) специалисты органа опеки и попечительства;

в) специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения.

10. Новым в развитии ребёнка раннего возраста (1-3 года) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения "я" в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей;

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

11. Новым в развитии ребёнка дошкольного возраста (3-6/7 лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения "я" в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

12. Новым в развитии ребёнка младшего школьного возраста (7-10 лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения "я" в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых;

г) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя.

13. Новым в развитии подростка (11-14лет) является:

а) наличие первых представлений о самом себе, о частях своего тела, появление местоимения "я" в речи, уяснение собственной половой принадлежности;

б) включение в игровую деятельность, освоение разных социальных ролей, самостоятельное разворачивание сюжета игры;

в) появление суждений о собственной социальной значимости, способности подчинять намерение интеллектуальной цели, способности к самостоятельной оценке себя;

г) проявление повышенного интереса к своей внешности, к своей сексуальности, стремление задать оппозицию ценностям взрослых.

14. Важнейшее значение для развития детей раннего возраста имеет:

а) игровая деятельность;

б) предметная деятельность, действия с предметами;

г) общение со сверстниками.

15. Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

16. Важнейшее значение для развития детей младшего школьного возраста имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

17. Важнейшее значение для развития подростков имеет:

а) предметная деятельность, действия с предметами;

б) игровая деятельность;

в) учебная деятельность;

г) общение со сверстниками.

18. Ребёнок имеет право быть принятым на работу в свободное от учёбы время в возрасте:

19. Несовершеннолетний имеет право отмены усыновления в возрасте:

20. Какой из стилей воспитания проявляется в постоянных запретах и манипулировании ребёнком?

а) эмоциональное отвержение;

б) эмоциональное потворство;

в) авторитарный контроль;

г) потворствующее невмешательство.

21. Какой из диагнозов, указанных в медицинской карте ребёнка указывает на наличие у него сосудистых повреждений головного мозга?

а) перинатальная энцефалопатия;

б) синдром дефицита внимания и гиперактивности;

в) церебрастенический синдром;

22. В каком возрасте ребёнку должна быть проведена ревакцинация кори, краснухи, паротита?

Успешно прошедшим подготовку считается кандидат, представивший рефлексивный отчет к контрольному заданию 1 (не менее 8 ответов из 15 предложенных для самостоятельной работы) и выполнивший правильно минимум 50 % заданий промежуточной аттестации. Например, в контрольном задании 2 при заполнении таблицы, допущено 4 ошибки.

При выполнении итогового теста (из 22 вопросов), за каждый совпавший правильный ответ, присваивается 1 балл.

Таким образом, если совпадения составили 11 баллов (что составляет
50 %), считается, что Вы успешно прошли обучение и получаете документ установленного образца (сертификат/справка).

Мы надеемся, что "Академия замещающей семьи" будет активно развиваться, для этого нам важно узнать Ваше мнение о проведенных занятиях. Мы будем признательны, если Вы ответите на нижеприведенные вопросы и отразите свою точку зрения по поводу качества нашей работы.

1. На Ваш взгляд, какой раздел (социально-правовой, психолого-педагоги-ческий, медико-дефектологический):

Был самый интересный _____________________________________________

Был самый полезный _______________________________________________

Требует сокращения ________________________________________________

Требует большего раскрытия ________________________________________

2. Что Вам понравилось в организации и проведении занятий?

- оформление "Педагогического портфеля для родителей";

- содержательность учебного материала;

- доступность контрольных заданий;

- возможность выполнять задания в удобных условиях;

- доброжелательность и консультации специалистов;

3. Что Вам не понравилось в организации и проведении занятий? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие моменты в подготовке кандидатов, на Ваш взгляд, следует изменить и каким образом? ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

5. По какому разделу Вам больше всего потребуется дальнейшая поддержка?

6. Пожалуйста, расставьте приоритеты – каким образом Вам удобнее получать поддержку:

- консультация по телефону;

- приглашение специалиста на дом;

- выезд на консультацию к нескольким специалистам одновременно;

- консультация у опытных принимающих родителей.

7. Испытываете ли Вы необходимость в получении дополнительных материалов по подписке?

8. Оцените по 10-бальной шкале организацию подготовки кандидатов в "Академии замещающей семьи"? (обведите кружком).
12 1

9. Ваши пожелания ________________________________________________ _______________________________________________________________

Быть родителем – одна из радостей жизни. Но это может стать и серьёзным испытанием. Иногда бывает трудно установить контакт с детьми и помочь им проявить свои лучшие качества.

И очень хорошо, что можно обратиться за помощью к специалистам, которые предлагают эффективные и доступные средства для решения родительских задач.

Пакет контрольных заданий
для кандидатов в замещающие родители

Психологическая помощь детям мигрантов в мире
Детские страхи приложение к курсовой
Оказание психологической помощи
Устал от панических атак
Как справиться с панической атакой скачать