Лечение панических атак / Составление психологических программ для оказания помощи дошкольникам

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. Методические рекомендации к разработке и написанию

Рабочая программа педагога-психолога ДОО.

Методические рекомендации к разработке и написанию.

Автор: Изотова Раиса Викторовна.

педагог-психолог 1 квалификационной категории

МБДОУ "Детский сад № 15" ПКГО.

Руководитель Городского методического

объединения педагогов-психологов ДОО

Современная система образования предъявляет новые требования к педагогу-психологу дошкольного учреждения, согласно которым, каждый специалист должен иметь свою Рабочую программу. Об этом гласит Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 48 п.1, где написано, что "Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность … в соответствии с утвержденной рабочей программой". А во ФГОС ДО определена структура Рабочей программы, которая должна содержать три обязательных раздела.

Однако, на практике психологам ДОО трудно определиться, чем именно наполнять эти разделы Рабочей программы. В связи с этим возникла необходимость в разработке единых рекомендаций для педагогов-психологов ДОО.

Методические рекомендации по написанию Рабочей программы педагога-психолога ДОО разработаны Изотовой Р.В. - педагогом-психологом МБДОУ "Детский сад №15" ПКГО, руководителем Городского методического объединения педагогов-психологов ДОО г. Петропавловска-Камчатского, а также утверждены на Городском методическом объединении педагогов-психологов ДОО г.Петропавловска-Камчатского (протокол № 2 от 28.09.2016г)

Рабочая программа: что это и про что?

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог-психолог создает свою психолого-педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основанием для разработки Рабочей программы являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 48 п.1;

ФГОС ДО, в котором определена структура Рабочей программы.

Методологической основой для разработки Рабочей программы является развернутое перспективное планирование.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ:

характеризует систему организации профессиональной деятельности педагога-психолога в конкретном ДОУ.

Определяет содержание и объем деятельности в каждом профессиональном направлении (психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование, просвещение и т.д.)

Показывает как с учетом конкретных условий ДОУ, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников психолог осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса.

Разработка Рабочей программы

Рабочая программа составляется на учебный год, с учетом потребностей и особенностей ДОУ.

Проектирование содержания программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания.

Программа должна быть рассмотрена на Педагогическом совете и утверждена руководителем ДОУ.

На наш взгляд, к молодому специалисту – психологу, только окончившему ВУЗ – не следует предъявлять требований к наличию Рабочей программы. Молодым специалистам достаточно иметь перспективный план, т.к. первые два года деятельности являются адаптационными для специалиста. Молодой психолог должен не только адаптироваться в профессии, но и понять структуру и потребности учреждения. И уже после этого он в состоянии грамотно написать свою Рабочую программу.

Структура Рабочей программы Составление психологических программ для оказания помощи дошкольникам I

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

Приложения к программе

На титульном листе должно быть указано полное название дошкольного учреждения, согласно Уставу ДОУ (сверху листа).

Ниже "РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете, протокол №__, дата__"; а также "УТВЕРЖДАЮ руководитель (ФИО), подпись, печать".

Указывается учебный год, на который составлена Рабочая программа, и ФИО педагога-психолога

Перечень разделов и подразделов Рабочей программы с указанием номеров страниц.

Целевой раздел кратко обосновывает Рабочую программу психолога.

Пояснительная записка к Рабочей программе. Здесь необходимо указать какую Программу дошкольного образования реализует ДОУ. Пояснить, что Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе Образовательной программы ДОУ и с учетом ФГОС ДО. А также прописать, что Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по всем профессиональным направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.

Нормативно-правовое обоснование для разработки Рабочей программы (перечень нормативных документов):

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015г № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"

Письмо Министерства образования РФ от 22.01.1998г. № 20-58-07ИН/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательного учреждения"

Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования"

Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 "О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста

Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-51-36/13 "Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе" (методическое письмо Института возрастной физиологии РАО)

Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Цели и задачи деятельности педагога-психолога на учебный год.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ…. Оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья….

Создание в ДОУ благоприятного психологического климата…

Психологический анализ социальной ситуации развития…

Профилактика и преодоление трудностей …

Развитие психолого-педагогической компетентности…

Оказание своевременной психологической помощи…

Особенности дошкольного образовательного учреждения.

Здесь надо указать какое количество групп функционирует в ДОУ, какой направленности (группы раннего возраста, общеразвивающие, комбинированные группы или компенсирующего вида). Возрастной контингент воспитанников и их особенности (дети с ОВЗ, ранний возраст и т.п.). Обозначить нагрузку психолога (1 ставка) и основную направленность деятельности, исходя их потребностей ДОУ и возможностей самого психолога.

В данном разделе описываются все направления профессиональной деятельности, которые осуществляет педагог-психолог. В каждом направлении необходимо прописать цели и конкретное содержание видов и форм работы.

Направления деятельности педагога-психолога

Цель: получение информации об уровне…

Указываются виды диагностических работ, с какой категорией (дети, педагоги, родители) проводится, а так же диагностика по запросам

Цель: предотвратить возникновение возможных проблем в развитии…

Описывается работа в данном направлении: анализ медицинских карт, работа по адаптации субъектов образовательного процесса, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка и т.д.

Цель: коррекция отклонений психического развития…

Отметить, что ориентиром для проведения коррекционно-развивающей работы служат целевые ориентиры ФГОС ДО. Прописать, что возможна работа по запросу

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи……

Прописать какая консультативная работа будет вестись – индивидуальная, групповая, запланированная и по запросу

Цель: повышение психологической компетенции педагогов, родителей….

Прописать в какой форме: круглые столы, родительские собрание, стендовая информация

Посещение занятий, открытых мероприятий

Экспертиза деятельности группы или воспитанника

Экспертиза образовательной или коррекционно-развивающей среды, ее психологической безопасности и комфортности

Анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

Оценка профессиональной деятельности педагога

Участие в работе конфликтных комиссий

Участие в аттестационной комиссии

Перечислить все формы данного вида работы

Перспективный план на 20__/20__ уч.год

Оформляется в табличном виде, как и в прошлые года

Телефон психологической помощи владимирская область
Характеристика психологической помощи беременным
Читать онлайн мужские страхи хитрость
Ночные крики и страхи у взрослых
Психологическая помощь детям левшам крым