Лечение патомимии / Экстренная психологическая помощь цели и задачи

Экстренная психологическая помощь. Особенности и правила

Помощь — препятствие для существующего или возможного зла.

Экстренная психологическая помощь в истолковании Ю. С. Шойгу - "это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации" 1.

Иными словами, это оперативное оказание психологической помощи пострадавшим после чрезвычайного происшествия в безопасном месте без риска для жизни с целью снижения уровня их последующей психологической травматизации. Она оказывается как одному человеку, пережившему травматический опыт (нападение, насилие, аварию, катастрофу, захват заложников, стихийное бедствие и т.д.), так и группе людей (семье, группе туристов, профессиональному коллективу, команде, жильцам дома, города, страны и т.п.), большой и малой по численности.

Главная особенность экстренной психологической помощи в том, что она оказывается людям в остром стрессовом состоянии, которое выражается в эмоциональной и умственной дезорганизации, а также в необычных условиях. Поэтому ее цель — снизить вероятность возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, ПТСР и др.), учтя при этом некоторые моменты:

  • 1) экстренная психологическая помощь оказывается при наличии внезапного психотравмирующего события;
  • 2) в сжатые сроки;
  • 3) для работы психолога или другого специалиста нет или недостаточно отдельных помещений, велика вероятность помех и плохих условий для работы;
  • 4) в месте чрезвычайного происшествия может быть сконцентрировано большое количество людей, и все они в определенной степени будут нуждаться в экстренной психологической помощи.

Следовательно, психологическую помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях должны уметь оказывать не только психологи, но и сотрудники МЧС, МО, МВД РФ [1] [2], здравоохранения. Па рис. 9.2 представлены основные задачи экстренной помощи, оказываемой специалистами пострадавшим в результате экстремальных ситуаций.

Экстренная психологическая помощь цели и задачи I

Рис. 9.2. Основные задачи экстренной помощи специалиста 2

Далее выделим основные этапы оказания экстренной психологической помощи. Ряд авторов (И. Г. Малкина-Пых, А. А. Осипова, Л. А. Перга- менщик, Ю. С. Шойгу и другие) сходятся во мнении, выделяя три этапа в работе по организации экстренной психологической помощи:

  • • подготовительный;
  • • собственно оказание экстренной психологической помощи;
  • • завершение работ по оказанию экстренной психологической помощи.

Рассмотрим их более подробно.

Основная цель подготовительного этапа — составление развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для того чтобы составить развернутый план действий, нужно сразу собрать подробную информацию о психологической ситуации, сложившейся в результате экстремальной или чрезвычайной ситуации. Существует схема, по которой проводится сбор информации. Она включает последовательное выполнение четко определенных действий:

  • 1) определить места, где предстоит оказывать экстренную психологическую помощь (места дислокации пострадавших и их родственников, пункты проведения массовых мероприятий (панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур), само место происшествия и т.п.);
  • 2) по возможности подсчитать (хотя бы приблизительно) количество людей, нуждающихся в экстренной психологической помощи;
  • 3) установить число специалистов, которые уже работают или приступят к работе в ближайшее время;
  • 4) уточнить время, место и примерное количество участников массовых мероприятий;
  • 5) выяснить порядок, время и места действий, которые необходимо будет совершать пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.).

Далее, после сбора информации, необходимо определить место и порядок работы каждого специалиста и составить ориентировочный план работ. И хотя на протяжении всего периода оказания экстренной психологической помощи этот план может меняться и корректироваться, его предварительное составление облегчает в дальнейшем деятельность всех служб.

Основной этап оказания экстренной психологической помощи — это непосредственное оказание помощи пострадавшим и специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных и экстремальных ситуаций (при необходимости).

На итоговом, завершающем этапе оказывается помощь последним пострадавшим, планируются мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Важны тщательный анализ и обобщение всей информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи, и составление на этой основе прогноза развития ситуации.

Немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга в 1997 г. разработали ряд правил и рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации, которые актуальны и в настоящее время. Их необходимо знать как психологам при непосредственной работе в местах массовых бедствий, так и сотрудникам спасательных служб. Наиболее полно они представлены в книге В. Г. Ромека и коллег "Психологическая помощь в кризисных ситуациях" [3].

Психологическая помощь в г чебоксары бесплатно круглосуточно
Частные психологические центры спб
Бесплатный номер центр психологической помощи
Служба психологической помощи в ярославле
Буратино детские страхи