Синдром хронической усталости / Г б ананьев методы психологической помощи

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Предмет, цель и задачи психологии личности.

Основная цель современной психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Другая цель психологии личности – помогать людям получать большее удовлетворение от жизни.

В задачи психологии личности входит:

1) Исследование общего и частного в проявлении личности.

2) Изучение структуры личности.

3) Изучение механизмов развития личности.

4) Изучение закономерностей развития личности.

5) Описание, объяснение, прогноз и коррекция личностного развития.

Методы изучения личности.

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

1) Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения; в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2) Эмпирические (методы сбора первичной информации) – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении: наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы).

Наблюдение– целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта (открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования, скрытое; лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях и естественное (полевое); включенное– наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри, невключенное – наблюдение со стороны;случайное – не запланированное заранее наблюдение, систематическое – преднамеренное наблюдение).

Самонаблюдение -наблюдение за своими переживаниями.

Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Отлича­ется от наблюдения активным вме­шательством в ситуацию со сторо­ны исследователя.

Бывает: 1)лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. 2) Естественный эксперимент - сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий. 3) Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. 4) Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Психодиагностические методы (тестирование, анкетирование, социометрия (исследование межличностных отношений в группе), интервью и беседа).

Анализ процесса и продуктов деятельности -метод анализа записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.

Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).

3)Методы обработки данных:количественная обработка (построение графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.); качественная обработка (предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований).

4) Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования: генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности; структурный метод - интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу (системный метод, который предусматривает установление связей между всеми психическими качествами индивида).

Куда обратиться за психологической помощь после метеорита челябинск
Сыктывкар на сысольское скорая психологическая помощь
Оборудование кабинета психолога в спб
Форум как избавиться от фобии
Страхи реки квай